05:24
Использование природного материала в играх и поделках детей

Использование природного материала в играх и поделках детей

 

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра полюбить.

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим чтоб земля расцветала

И росли как цветы малыши

И природа для них чтобы стала!

Не наукой а частью души.

( Л.С.Выготский)

Детский сад, являясь начальной ступенью общей системы народного образования, осуществляет воспитание детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного осознания необходимости добросовестной работы на общее благо.

 

Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе) содержаться истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

 

Природный материал - кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью создаются природные мастерские. Природную мастерскую можно организовать в детском саду и дома, в уголке труда или в общей групповой комнате. В ней все может быть интересным, необычным: пахнет смолой от шишек, поблескивает солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.

 

Чтобы помочь детям не остаться в природной мастерской гостем и чтобы они стали хозяевами, подумаем над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.

 

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи – круглые, коричневые, с бугристой поверхностью, желуди – овальные, блестящие, желтовато-коричневатые.

 

Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

 

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением рук он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

 

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

 

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показывают рисунок, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

 

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

 

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

 

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания игрушки, очень важны для общего развития. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Не так то просто сделать игрушку. Её изготовление требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их решить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишку нужной формы для создания ослика, выбрать и осуществить способ соединения частей игрушки. Под руководством взрослого ребенок учиться устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

 

В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

 

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества.

 

Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования у них умения планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослым, окрыляют детей, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. Так, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становиться эффективным средством гармонического развития детей.

 

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов, различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности. Поэтому в работе с природным материалом, все это надо учитывать.

 

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду. Шишки- прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются. Хвоя-для поделки игрушек (ежа, лапок паука, коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы), подойдут хвойные иголки. Орехи-можно использовать лесные, грецкие, земляные, кедровые орехи. Каштан-плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Желуди-очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Ветки-используются в поделке для некоторых частей: рук, ног, шеи. Корни-они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных, птиц или части их тела. Листья-можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки.

 

Также могут использоваться: семена(крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбы); шиповник, рябина(гномики, маленькие человечки, собаки, котята); мак(корзина, посуда); солома(кони, кукол); трава(используется для скрепления деталей поделки); мох(используется для различных сценок).

 

Дополнительные материалы используют при изготовлении игрушек: бумага, фольга ,пластилин, проволока, нитки, клей т.п.

 

Для изготовления поделок помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты: шило, ножницы, нож, иголка, карандаши, краски и т.п.

 

Организуя работу с природным материалом очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействует на ум, чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

 

Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 53общеразвивающего вида»

 

 

 

 

Семинар- практикум

на тему: « Использование природного материала в играх и поделках детей»

 

 

 

Провела: Позднякова Т.А.

9 октября 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский 2018 г.

Просмотров: 176 | Добавил: alex0511-1998 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar