Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Цветные льдинки»
Тема: «Цветные льдинки» Программное содержание: 1.Расширять и углублять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями ( жидким, твёрдым и газообразным). Показать детям опытным путём зависимость состояния вещества от температуры, сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое: свойствах воды при нагревании и охлаждении, природных явлениях - атмосферные осадки. 2.Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию свойств различных веществ, внимание, память, логическое мышление. 3.Воспитывать аккуратность при работе с лабораторным оборудованием, умение следовать инструкции педагога. Материал и оборудование: ТСО (интерактивная доска, ноутбук), флипчарт «пазлы», презентация «Цветные льдинки», кaртинки с правилами юных почемучек Демонстрационный: Оборудование для опыта «Формы у воды нет» ( мерная кружка с водой, сосуды разной формы 3шт., плоская тарелка, воронка, клеёнка, тряпка ), оборудование для опыта « Исследование льда» ( лёд, стека, стаканы и тарелки разной формы 3 шт.), оборудование для опыта «Пар – тоже вода»(колба с водой, штатив, спиртовка, зеркало, зажигалка) поднос для готовых льдинок. Раздаточный: По количеству детей: клеёнка, тряпочка, тарелка для льда, стека, стакан для льда, стакан для воды, краски акварельные, мерная кружка с водой, кисточка, салфетка, формочки, шнур. Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство со свойствами воды, разработка правил работы с водой и составление памятки (в схеме, рисунках), д/и «подбери слова-признаки», свободное экспериментирование с водой. Ход занятия: 1.Подготовка. Дети надевают фартуки. Садятся за столы. Воспитатель напоминает правила работы с водой. (показывает карточки). Выбирают дежурных. 2.Оргмомент. Д/и «Сложи картинку» на интерактивной доске Дети складывают картинку на доске. ( флипчарт «пазлы») Воспитатель: художник хотел нарисовать зиму, но всё перепутал. Посмотрите на доску и скажите, что перепутал художник? (презентация «цветные льдинки» слайд 3) Дети: на картинке идёт дождь, а зимой бывает снег, девочка идёт с зонтиком. Воспитатель: правильно. Давайте поможем художнику исправить картинку. Дети: работают у доски. Воспитатель: Скажите ребята, почему летом и осенью идёт дождь, а зимой снег? (слайд 4) Дети: потому что зимой холодно, а летом тепло. Воспитатель: ребята, а что такое дождь? (слайд 5) Дети: это вода. Воспитатель: что же происходит с водой зимой, когда на улице холодно? (слайд 6) Дети: вода замерзает и превращается в лёд (слайд 7) Воспитатель: Получается, что зимой, когда на улице холодно, с неба падают замёрзшие капельки воды – снежинки. Так вы думаете, что снег это тоже вода? И все изменения зависят от температуры воздуха? (слайд 8-9) Сейчас мы это проверим. Воспитатель: Скажите ребята, где мы берём воду для повседневного использования? Дети: Мы используем водопровод. Воспитатель: Посмотрите, я набрала в мерную кружку водопроводную воду. 3.Опыт «У воды нет формы». Воспитатель: что вы можете сказать о воде? Дети перечисляют знакомые им свойства воды. Воспитатель подводит к мысли о том, что мы имеем возможность набрать воду, потому что она подвижна, т.е. льётся. Воспитатель: посмотрите, какой формы будет вода в разных сосудах. (воспитатель переливает одну и ту же воду в разные сосуды) Что происходит? Дети: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, а если её вылить на ровное место (в плоскую тарелку) она растекается лужицей. Вывод: Вода не имеет формы, она жидкая. Воспитатель: мы с вами поговорили про дождь (воду), теперь поговорим про лёд. 4.Опыт «Лёд - твёрдая вода» Воспитатель: рассмотрим лёд. Воспитатель раздаёт детям лёд. Дети сидят за столами, работают параллельно с воспитателем. Воспитатель: Я заранее приготовила лёд. Посмотрите на него, что вы можете мне сказать о нём? Дети перечисляют знакомые свойства льда. Стучат по нему стекой, пытаются разрезать. Воспитатель: Давайте поместим кусочек льда в стакан. Что происходит? Поменял ли лёд свою форму? Можно ли его перелить? Почему? Дети: Потому, что лёд твёрдый. Воспитатель: Что ещё заметили? Дети: Лёд тает, превращается в воду. Вывод: Лёд - твёрдая вода. При нагревании лёд тает, превращается в воду. (слайд 10) Воспитатель: действительно мы с вами подтвердили, что состояние вещества (воды) зависит от температуры. Получается, что летом , когда на улице тепло, осадки выпадают в виде дождя, а зимой, когда морозно, в виде снега 5.Опыт «Пар-это тоже вода» Воспитатель: летом, когда солнце пригревает очень сильно,(слайд 11), вода в лужах испаряется. Как это происходит? Посмотрите, я сейчас подогрею воду на спиртовке. Я буду разжигать огонь. Давайте вспомним правило. Воспитатель подогревает воду в колбе до кипения. Помещает над кипящей водой зеркальце. На нём выступают капельки воды. Вывод: Пар - тоже вода, если воду нагреть она превращается в пар. (слайд 12-), а если пар столкнётся с холодным зеркалом, то он опять превратиться в воду. (слайд 12) Воспитатель: Что же получается, ребята? Вода бывает твёрдая, жидкая и пар. И превращения воды зависят от температуры. В природе атмосферные явления – осадки, меняются точно так же, в зависимости от температуры воздуха. (слайд 14) 6.Изготовление ледяной гирлянды. Воспитатель: сейчас, используя полученные знания о твёрдом состоянии воды, я предлагаю вам сделать ледяные гирлянды. Дежурные раздают формочки для льдинок. Поставьте перед собой формочки, рядом положите шнур (на нём будут висеть льдинки) Приготовьте краски, кисти, салфетки, стакан для промывания кисточки. Возьмите мерную кружку с водой и налейте в каждую ячейку формочки небольшое количество воды. Оставшуюся воду вылейте в стакан для промывания кисти. Возьмите кисточку и окрасьте воду в каждой ячейке в разный цвет. Не забудьте после каждого использования промывать кисточку. Отложите кисточку на салфетку. Возьмите шнур и опустите его в каждую ячейку, не вынимая из предыдущей. Мы с вами сделали заготовку для разноцветной гирлянды. А теперь подумайте, что случится с водой , если вынести формочки на мороз. Дети: она превратиться в лёд Воспитатель: проверим, получатся ли у нас красивые цветные льдинки, Оставляйте заготовки на столах, вы сейчас пойдёте одеваться на прогулку, а я вынесу их на улицу Дежурные помогают убирать оборудование на место. 3.Опыт «У воды нет формы». Воспитатель: что вы можете сказать о воде? -есть ли у воды цвет, вкус, запах Воспитатель: посмотрите, какой формы будет вода в разных сосудах. (воспитатель переливает одну и ту же воду в разные сосуды) Что происходит? Дети: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, а если её вылить на ровное место (в плоскую тарелку) она растекается лужицей. Вывод: Вода не имеет формы, она жидкая. Воспитатель: мы с вами поговорили про воду (дождь), теперь поговорим про лёд. 4.Опыт «Лёд - твёрдая вода» Воспитатель: рассмотрим лёд. Воспитатель раздаёт детям лёд. Дети сидят за столами, работают параллельно с воспитателем. Воспитатель: Посмотрите на лёд, что вы можете мне сказать о нём? -есть ли у льда вкус, цвет, запах Дети перечисляют знакомые свойства льда. Стучат по нему стекой, пытаются разрезать. Воспитатель: Давайте поместим кусочек льда в стакан. Что происходит? Поменял ли лёд свою форму? Можно ли его перелить? Почему? Дети: Потому, что лёд твёрдый. Воспитатель: Что ещё заметили? мы, лёд убрали, а что осталось в тарелочке? Дети: вода, лёд тает, превращается в воду. Вывод: Лёд - твёрдая вода. При нагревании лёд тает, превращается в воду. (слайд 10) Воспитатель: действительно мы с вами подтвердили, что состояние вещества (воды) зависит от температуры. Получается, что летом , когда на улице тепло, осадки выпадают в виде дождя, а зимой, когда морозно, в виде снега 5.Опыт «Пар-это тоже вода» Воспитатель: летом, когда солнце пригревает очень сильно, (слайд 11), вода в лужах испаряется. Как это происходит? Посмотрите, я сейчас подогрею воду на спиртовке. Я буду разжигать огонь. Давайте вспомним правило. Воспитатель подогревает воду в колбе до кипения. Помещает над кипящей водой зеркальце. На нём выступают капельки воды. Вывод: Пар - тоже вода, если воду нагреть она превращается в пар. (слайд 12-), а если пар столкнётся с холодным зеркалом, то он опять превратиться в воду. (слайд 12) Воспитатель: Что же получается, ребята? Вода бывает твёрдая, жидкая и пар. И превращения воды зависят от температуры. В природе атмосферные явления – осадки, меняются точно так же, в зависимости от температуры воздуха. (слайд 14)
Категория: Дошкольное образование | Добавил: alex0511-1998 (13.12.2018)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar