Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (подготовительная группа ) Тема: Жизнь диких животных зимой.
Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (подготовительная группа ) Тема: Жизнь диких животных зимой. Задачи: 2.Закреплять и расширять знания о разных видах животных, их повадках, условиях жизни зимой. 1. Активизировать словарь по теме 3.Формировать грамматический строй речи: закрепить умение образовывать сущ. предложного падежа ед.числа. 4. Учить правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже. 5. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление, произвольное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи. Словарь : Обогащение словаря: медведь-шатун, подшерсток, жилища. Активизация словаря: Существительные: животное, олень, олененок, оленята, заяц, зайчонок, зайчата, лось, лосенок лосята, еж, ежонок, ежата, белка, бельчонок, бельчата, волк, волчонок, волчата, лиса, лисенок, лисята, медведь, медвежонок, медвежата, лес, нора, дупло, логово, берлога. Прилагательные :хищники, травоядные, злой, опасный, трусливый, спокойный, гордый, сильный, слабый, длинноухий, хитрый, быстрый, бурый, неуклюжий. Глаголы: жить, охотится, грызть, рыть, спать, дрожать, ловить, запасать, скакать, крадется, догонять, убегать. Методические приемы: 1. Игровые 2.Словесные 3. Практические Оборудование: Демонстрационный материал: картина зимнего леса, предметные картинки- дикие животные, жилища животных, схемы- символы «Что бывает зимой», схемы-символы «Слова-действия», схемы-символы «Как животные готовятся к зиме». Раздаточный материал: предметные картинки диких животных, зашумленные изображения диких животных Ход занятия: 1.Оргмомент: (дети выстраиваются полукругом, на доске картина с изображением зимнего леса, перевернутые чистой стороной схемы-символы «Что бывает зимой») -Какое время года? -Сядет тот, кто назовет, что бывает зимой. (солнце, снег, лед, деревья голые, вьюга, теплая одежда, санки, лыжи) 2. Сообщение темы, целей: -Отгадайте мои загадки (на отгадки появляются картинки на доске) Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу -Как вы узнали, что загадка о белке? Летом ходит без дороги, Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. -Какие слова помогли узнать, что это про медведя? За деревьями, кустами, Промелькнула, будто пламя Промелькнула, пробежала, Нет ни дыма, ни пожара -Объясните, почему эта загадка о лисе? По снегу бежит, петляет К лету шубку он меняет, На снегу его не видно, Волку и лисе обидно -Докажите, что эта загадка про зайца. -Как назвать все, что изображено на картинках одним словом?(животные) -Какие это животные? (дикие) -Почему они называются дикими? (сами о себе заботятся, сами находят корм, строят жилища). -Каких диких животных, живущих в наших лесах, вы можете еще назвать? (еж, олень, лось) -Давайте вспомним, как животные готовились к зиме (схемы-символы) (гриб, рябина, шишка) Готовили запасы. -Для чего? (показ домика) Строили жилища. -Для чего? (показ схемы) У них появился подшерсток -Для чего? -Вы сказали, что этим животным приходится самим добывать себе пищу, строить жилище. Но делать это зимой животным особенно трудно. Сегодня мы с вами поговорим о том, как диким животным живется зимой в лесу. 3. Основная часть: 1. Беседа о питании животных зимой а). -Посмотрите еще раз на картину зимнего леса. Какие деревья и кусты зимой в лесу? (голые, на них нет ни листьев, ни ягод) -Посмотрите на землю. Что с ней произошло зимой? (покрыта снегом) -А как животные могут прокормиться зимой, например, олени? (питаются корой, добывают из-под снега сухую траву) - А кто из крупных животных так же питается? (лось) -Белка (заготовила осенью запасы) -Медведь (впал в спячку) -Еж (впадает в спячку, ест запасы) -Заяц (питается корой деревьев) - А волк и лиса делали себе запасы на зиму? Почему? (могут найти себе пищу, охотятся на мелких животных) б). Игра «Хищники и травоядные» - Как называются животные, которые питаются корой деревьев, орехами, корешками, различными растениями и травой? (травоядные) -Как называются животные, которые охотятся на других животных? (хищники) -Сейчас поиграем в игру, которая называется «Хищники и травоядные» (изображения косточки и травы, картинки животных). - Нужно соединить изображения травоядных животных с сеном и ягодами, а хищников- с изображением косточки (соединяют и рассказывают, почему так соединили: (Лиса- хищное животное, она ест мясо) - Назовите всех хищных животных (на доске) - Назовите всех травоядных животных 2. Беседа о жилищах животных а).- Где прячутся животные от зимних вьюг? (в домах) –Как сказать по- другому? (в жилищах) - Давайте вспомним названия разных жилищ диких животных (называют, на доске появляются изображения жилищ- нора, норка, берлога, логово, дупло) б).-У меня есть картинки диких животных. Сейчас поиграем в игру «Кто где живет?» (подходят по одному, берут картинку, ставят под жилищем) ( Лиса живет в норе) -А как лиса построила нору? (вырыла) -Правильно, лиса вырыла нору под корнями деревьев. Ребята, представьте- в лесу вьюга, а лисе в норе не холодно. Почему? (Если не отвечают:- Ведь в норе нет двери? Подумайте, какая часть тела служит лисе дверью? (хвост). А какое другое животное так же защищается от вьюги? (Белка). Чем похожи белка и лиса? -Назовите жилище белки. (Белка живет в дупле) - А может белка построить себе дупло? (нет, она нашла готовое, уложила пухом, хвостом закрывает вход). -Как называется жилище волка? ( логово) - Где волк находит место для своего жилища? - Правильно, он устроил логово под ветками или в яме. -Смотрите- какой-то необычный сугроб. Как вы думаете, кто здесь живет? Что он делает зимой? Я вам расскажу новое про медведя. -Медведь спит не крепко, а очень чутко. Опасно ходить возле берлоги, будить медведя. Если он проснется, то больше не заснет, а будет ходить голодный и злой по лесу- шататься. Такой медведь называется шатуном. Он может напасть даже на человека. - Кто еще из диких животных спит зимой? (Еж) _ Найдите его домик. Как он называется? (норка) _ А где он устраивает норку в лесу? (под корнями деревьев в сухой траве, листьях) -А знаете ли вы, что еж тоже делает запасы осенью недалеко от своей норы? И зимой несколько раз просыпается, чтобы поесть запасы и опять засыпает- до весны. в). Повторение названий жилищ животных -Давайте узнаем, кто самый внимательный? Я утверждаю, что медведь спит в дупле. Вы согласны со мной? А почему? (Медведь спит в берлоге) Волк забрался в берлогу. Заяц дрожит в норе. Лиса живет под кустом. Ежик зимует в логове. 3. Игра «Угадай и повтори» (с мячом) - Мы с вами вспомнили, чем питаются дикие животные, где живут. А теперь мы поиграем и вспомним, какие животные по характеру и внешнему виду. - О ком так говорим? Злой, голодный, серый…( о волке) - Повтори, какой волк. -Какой волк, повтори. Трусливый, длинноухий, серый…(заяц) Хитрая, рыжая, хищная…(лиса) Рыжая, маленькая, быстрая…(белка) Большой, бурый, неуклюжий…(медведь) Гордый, сильный, быстрый…(олень) Сильный, рогатый, спокойный…(лось) 4. Физминутка. (Дети стоят в кругу, в центре «спит медведь») Как на горке- снег, снег (руки постепенно поднимают вверх- вдох) И под горкой- снег, снег (приседают, опускают руки- выдох) И на елке снег, снег (опять встают и поднимают руки- вдох) И под елкой снег, снег (приседают, опускают руки- выдох) И под елкой спит медведь. Тише, тише, не шуметь! (на цыпочках бегут по кругу, садятся) 5. Игра «О ком мы так говорим?» -Мы поиграем в игру- определим, кто что делает и составим предложения. А помогут нам в этом картинки. -Грызет (Белка грызет орехи, заяц- кору…) -Роет (Лиса роет снег, нору. Лось роет снег) -Спит (медведь, еж) -Дрожит (заяц) -Запасает (белка, еж) - Крадется (лиса, волк) -Ловит (Лиса, волк) -Охотится (лиса, волк) -Скачет (Заяц, олень, лось, белка) -А теперь давайте вспомним, что может делать заяц? (грызет, дрожит, скачет) белка (грызет, запасает, скачет) лиса (роет, охотится, ловит, крадется) волк (крадется, ловит, охотится) лось (грызет, скачет, роет) 6. –Нелегко зимой живется и детенышам животных. Конечно, многие детеныши подросли, но продолжают жить вместе с мамами. А у медведицы в берлоге детки зимой только родились. Они питаются материнским молоком и подрастают. А весной выйдут с медведицей из берлоги. Вам интересно это было узнать? О жизни детенышей диких животных мы поговорим в следующий раз. А вот о чьих детенышах мы поговорим, вы узнаете, когда обведете животных на картинках (зашумленные картинки) - О детенышах каких животных мы поговорим в следующий раз? 4. Итог занятия: - О ком мы говорили на занятии? -О каких? - Как называются животные, которые едят плоды, кору, ветки, траву? - А какие звери – хищники? - Что нового мы узнали о медведе? - Что вы запомнили о жизни ежа зимой? - О ком вы бы хотели узнать что-то новое? 5. Анализ работы детей на занятии. Занятие по развитию связной речи (подготовительная группа ОНР) Тема: Составление описательного рассказа о диких животных по схеме Задачи: 1. Учить правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже. 2. Расширять глагольный словарь и словарь прилагательных по теме. 3. Учить составлять описательный текст о животном по схеме. 4. Развивать зрительное восприятие, мышление, учить устанавливать причинно- следственные связи. Словарь: Существительные: животное, олень, олененок, оленята, заяц, зайчонок, зайчата, лось, лосенок лосята, еж, ежонок, ежата, белка, бельчонок, бельчата, волк, волчонок, волчата, лиса, лисенок, лисята, медведь, медвежонок, медвежата, лес, нора, дупло, логово, берлога. Прилагательные :большой, маленький, длинный, короткий, сильные, крепкие, пушистый, теплый, хищные, травоядные, бурые, рыжие. Глаголы: жить, охотится, грызть, рыть, спать, дрожать, ловить, скакать, бродить, крадется. Методические приемы: 1. Игровые 2.Словесные 3. Практические Оборудование: Демонстрационный материал: предметные картинки- дикие животные, жилища животных, схемы-символы «Слова-действия», схема описательного рассказа; мяч, схема «Хищники и травоядные». Раздаточный материал: предметные картинки диких животных, детенышей диких животных. Ход занятия: 1.Оргмомент: (дети выстраиваются полукругом, на доске перевернутые картинки диких животных) -Сядет тот, кто отгадает мою загадку: (переворачиваются картинки-отгадки) Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу -Как вы узнали, что загадка о белке? Летом ходит без дороги, Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. -Какие слова помогли узнать, что это про медведя? За деревьями, кустами, Промелькнула, будто пламя Промелькнула, пробежала, Нет ни дыма, ни пожара -Объясните, почему эта загадка о лисе? По снегу бежит, петляет К лету шубку он меняет, На снегу его не видно, Волку и лисе обидно -Докажите, что эта загадка про зайца. -Как назвать все, что изображено на картинках одним словом? (животные) -Какие это животные? (дикие) - Каких диких животных наших лесов можете еще назвать? (перевернуть картинки животных, которых назвали дети) - Почему мы называем этих животных дикими? (сами о себе заботятся, строят жилища, добывают пищу) 2. Сообщение темы, целей: - Сегодня будем учиться составлять рассказ об этих диких животных. 3. Основная часть: - Чтобы наши рассказы получились интересными, нужно вспомнить все, что мы знаем о диких животных. 1)Игра «Что у кого есть» - Я буду показывать на картинку животного, а вы должны назвать части тела этого животного и рассказать, какие они. (Это лиса. У нее есть туловище, голова, четыре лапы, длинный и пушистый хвост. Шерсть у лисы рыжая, пушистая, теплая) 2) Игра с мячом «Отгадайте, у кого?». - маленькие уши, длинные ушки, короткий хвост, длинный хвост, рыжая шерсть, бурая шерсть, сильные лапы, маленькие лапки, крепкие рога, стройные ноги, копыта на ногах…. 3) Игра «Кто где живет?» а)- Где прячутся животные от зимних вьюг? (в домах) – Как сказать по- другому? (в жилищах) - Давайте вспомним названия разных жилищ диких животных (называют изображения жилищ, расположенных на магнитной доске - нора, норка, берлога, логово, дупло) б).-У меня есть картинки диких животных. Сейчас поиграем в игру «Кто где живет?» (берут картинку, ставят под жилищем) ( Лиса живет в норе и т.д.) - Кому не досталось домика? (оленю, лосю, зайцу) - Почему? (они не строят себе жилищ) 4)Игра «Хищники и травоядные» - Как называются животные, которые питаются корой деревьев, орехами, корешками, различными растениями и травой? (травоядные) -Как называются животные, которые охотятся на других животных? (хищники) -Сейчас поиграем в игру, которая называется «Хищники и травоядные» (изображения косточки и травы, картинки животных). - Нужно соединить изображения травоядных животных с рисунком травы, а хищников- с изображением косточки. (соединяют и рассказывают, почему так соединили): (Лиса- хищное животное, она ест мясо) - Назовите всех хищных животных (на доске) - Назовите всех травоядных животных. 5) Игра «Взрослые и детки» (на столе перевернутые картинки животных с детенышами) -Выбрать картинку и рассказать, кого выбрали (У меня лиса с лисенком) и т.д. 6) Игра «О ком мы так говорим?» -Мы поиграем в игру- определим, кто что делает в лесу зимой и составим предложения. А помогут нам в этом картинки. (перед детьми на ковре раскладываются картинки-схемы глаголов) -Грызет (Белка грызет орехи, заяц- кору…) -Роет (Лиса роет снег, нору. Лось роет снег) -Спит (медведь, еж) -Дрожит (заяц) - Крадется (лиса, волк) -Ловит (Лиса, волк) -Охотится (лиса, волк) -Скачет (Заяц, олень, лось, белка) -А теперь давайте вспомним, что может делать заяц? (грызет, дрожит, скачет) белка (грызет, скачет) лиса (роет, охотится, ловит, крадется) волк (крадется, ловит, охотится) лось (грызет, скачет, роет) 7.Физминутка. (Дети стоят в кругу, в центре «спит медведь») Как на горке- снег, снег (руки постепенно поднимают вверх- вдох) И под горкой- снег, снег (приседают, опускают руки- выдох) И на елке снег, снег (опять встают и поднимают руки- вдох) И под елкой снег, снег (приседают, опускают руки- выдох) И под елкой спит медведь. Тише, тише, не шуметь! (на цыпочках бегут по кругу, садятся) 8 Составление описательного рассказа по схеме. - Мы повторили все, что знаем о диких животных и теперь сможем составить интересные рассказы о них. А помогут нам в этом вот такие картинки. (рассматривание и объяснение схем) - Послушайте, какой рассказ составлю я про ежа, а потом о животных будете рассказывать вы (образец рассказа воспитателя) - Постарайтесь вспомнить все, что говорили о животных и рассказать полными, правильными предложениями о них. Остальные будут слушать, а потом выберем самый интересный рассказ. (рассказы детей) 4. Итог занятия: - Чему учились? - О ком составляли рассказы?
Категория: Дошкольное образование | Добавил: alex0511-1998 (13.12.2018)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar